Адаптивный сайт, мобильная версия или мобильное приложение?

Весной 2015 года компания Яндекс опубликовала исследование развития интернета в регионах. Там был отмечен факт возрастания доли мобильных устройств при посещении сайтов в сравнении с предыдущим годом.


Очевидно, что на сегодняшний день, в среднем, более четверти посещений сайтов происходит именно с мобильных устройств. Этот важный факт ставит перед каждой компанией важный вопрос: что увидят пользователи, попавшие на мой сайт?

Варианты сделать сайт доступным для мобильных устройств различны. Давайте рассмотрим их суть, плюсы и минусы и попробуем прояснить, какой из них больше подойдёт вам.

Адаптивный сайт

Что такое адаптивный сайт? Это сайт, способный подстраиваться к размеру экрана. Чаще всего увидеть адаптивность можно даже просто сжав окно браузера до минимума (по горизонтали) - вы увидите, как блоки выстроились по вертикали в одну цепочку, какие-то из них исчезли, а другие несколько сменили оформление (например, меню).

Плюсы адаптивной вёрстки:

Гибкость

Сайт гармонично подстроится практически под любое разрешение.
Экономичность

Не нужно задействовать лишний раз программиста - верстальщик сразу всё подстроит под все устройства.
Единый адрес сайта

Вас не перебрасывает при входе на сайт на адрес типа m.ваш_сайт.ru.

Минусы адаптивной вёрстки:

Рамки

Пользователям мобильных устройств будет загружаться всё подряд и в полном объёме (хоть и отобразится только часть и в уменьшенном масштабе).
Высокие требования к специалистам
Универсальность - это всегда сложно, поэтому нужен грамотный верстальщик. Иначе этап вёрстки может затянуться, либо обернуться множеством недочётов.
Только для новых сайтов
Адаптив крайне сложно сделать на основе уже существующего сайта. Он должен закладываться изначально, уже на этапе дизайна сайта.
Рамки
При такой вёрстке нет возможности переключиться на полную версию сайта. А иногда это бывает важно.

Мобильная версия

Мобильная версия сайта - это, фактически, другой сайт, который отображается исключительно для мобильных устройств и специально под них адаптирован. Обычно мобильную версию стараются делать в стиле основного сайта.

Плюсы мобильной версии:

Комфорт

Так как это отдельный сайт, мы можем всё идеально подстроить под малые габариты устройств и ограниченный интернет: всё только нужное и лёгкое.
Ниже требования к специалистам
Это проще в разработке в плане требований к квалификации специалистов. Можно даже использовать готовую типовую мобильную версию.
Выбор

В отличие от адаптива, у нас есть возможность вернуться на полную версию сайта.

Минусы мобильной версии:

Трудоёмкость разработки 1

На самом деле, среди мобильных устройств разброс размеров тоже значительный. Поэтому при разработке мобильной версии некий адаптив придётся делать так же.
Трудоёмкость разработки 2

Разработка мобильной версии фактически есть разработка нового сайта. Со всеми вытекающими: дизайн, вёрстка, привязка к движку. Только что без наполнения, т.к. информация берётся с основного сайта.
Сложнее поддерживать

Если на сайте понадобятся правки, то их придётся вносить и на основной версии, и на мобильной по-отдельности.

Мобильное приложение

Мобильное приложение - это, своего рода, представительство сайта на телефоне пользователя. Это приложение для мобильного устройства, которое устанавливается непосредственно на него и, фактически, не является сайтом. При этом оно может обмениваться с сайтом данными, отображая на устройстве данные сайта и посылая обратно комментарии пользователя (к примеру).

Плюсы мобильного приложения:

Скорость и автономность

Мобильное приложение работает быстрее, чем сайт в мобильном браузере. И может работать даже без интернета.
Интегрированность

Можно шире задействовать возможности устройства (всплывающие уведомления, камера, покупки в приложении и др.).
"Привлекательность"

Просто наличие иконки приложения в телефоне уже напоминает пользователю о себе и побуждает им воспользоваться.

Минусы мобильного приложения:

Дороговизна

Мобильных платформ существует множество. И хоть основных всего 3-4, разработка под каждую будет дорого стоить. А кроссплатформенные решения (PhoneGap, Titanium studio и др.) могут оказаться не очень качественными.
Психологический барьер

Если открыть сайт для человека не проблема, то перед установкой приложения он задумается. И поставит только то, которое ему действительно будет нужно или интересно.
Поисковая оптимизация

Мобильное приложение не индексируется, а значит информация должна обязательно дублироваться на сайте. Притом, поисковики учитывают наличие адаптивной (или мобильной) версии при ранжировании сайтов, а потому она всё-равно понадобится.

Что нужно мне?

Как обычно, универсального решения не существует.

Нужно решить, какие плюсы для нас важнее и какие минусы являются критичными.

Но, в общем случае, можно дать следующие рекомендации.

Во-первых, адаптация сайта под мобильные устройства нужна в любом случае, даже если у вас планируется создание мобильного приложения.

Если сайт проектируется с нуля (например, его ещё нет, либо же вы задумали его редизайн), то рекомендуем сразу ставить задачу делать адаптивный вариант. Это будет надёжным и достаточно универсальным решением.

Если сайт уже существует, а его переработка, по каким-то соображениям, не планируется (например, по причине отсутствия соответствующего бюджета), то вам подойдёт вариант создания мобильной версии.

Так же, мобильная версия будет актуальна для сайтов, которыми люди пользуются часто (ежедневно). Это повысит удобство пользования вашим сайтом для ваших постоянных посетителей.

Мобильное приложение же обычно актуально для сайтов, содержащих часто используемые сервисы, имеющие непосредственную коммерческую ценность для проекта. В таком случае, затраты на создание приложения могут окупиться его преимуществами.
Михаил Соколов
Технический директор BATALINE

© 2015 All Right Reserved. BATALINE