Особенности монетизации городских интернет-порталов

Вопрос монетизации должен стоять перед создателями коммерческого интернет-проекта ещё до начала его разработки. Не мало хороших идей остались без будущего из-за невозможности вывести их на уровень рентабельности после запуска проекта. Происходило это в том числе потому, что способ получения денежных потоков не был определён изначально. Касается это и такого типа IT-проектов, как городские порталы.

Вот тезис, которым необходимо руководствоваться как при начальном проектировании, так и при последующем расширении проекта

если цель интернет-проекта - извлечение прибыли, то все его составляющие должны либо приносить прибыль, либо способствовать этому.
Монетизация проекта это не столько набор методов, сколько процесс, состоящий из нескольких составляющих:
  • Контекст
  • Инфраструктура
  • Сами методы

Контекст монетизации

Контекстом монетизации можно назвать условия, без которых извлечение прибыли невозможно или затруднено.

К таковым, например, относятся следующие факторы:
  • Достаточный уровень посещаемости (пользовательский трафик).
  • Юзабилити, удобство интерфейса.
Трафик сайта является очевидным фактором: чем больше посетителей, тем больше вероятность получить с них прибыль (так называемая конверсия пользовательского трафика). Соответственно, посещаемость сайта нужно всячески стимулировать.

Одним из важнейших инструментов получения трафика на сайте является поисковое продвижение: наша задача - быть как можно выше в поисковых системах по актуальным для нас запросам. И в этом вопросе информационный портал имеет весомое преимущество ввиду огромного объёма текстовой информации (притом, по различным тематикам). Но этим фактором нужно ещё грамотно воспользоваться, а именно наладить поисковую оптимизацию контента, чтобы каждая статья имела максимум эффекта для привлечения трафика. Естественно, для порталов остаются актуальными и другие способы привлечения посетителей, такие как медийная, баннерная и контекстная реклама.

Средним значением конверсии посетителей принято считать 3-5% от общего трафика. Но это значение может существенно отличаться для каждого конкретного проекта и, во-многом, зависит от того, найдёт ли пользователь на сайте то, что ему нужно. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько удобно пользоваться сайтом, насколько он интуитивно понятен - все это называется юзабилити сайта. Эта характеристика определит активность пользователя на сайте (в том числе "коммерческую"). Так что уже с момента проектирования портала обязательно следует тщательно придумывать структуру проекта, интерфейс, выбирать эффективную платформу для проекта.

Методы монетизации

Интернет-портал можно сравнить с гидроэлектростанцией: это серьёзное с инженерной позиции и с позиции ресурсов сооружение, но впоследствии оно сможет агрегировать и преобразовывать в полезную энергию гораздо большее количество ресурсов. Интернет портал требует относительно больших вложений на этапе создания (впрочем, если только это не типовое решение), но если всё грамотно выстроить, то прибыль быстро окупит все издержки вследствие серьёзного пользовательского трафика и огромных возможностей его монетизации.
Перечислим основные из них:
1
Баннерная реклама
Пожалуй, самый очевидный метод монетизации. В этом плане портал обладает огромным потенциалом ввиду большого количества баннерных мест и потенциально высокой посещаемости.
2
Брендирование портала
Близким к предыдущему, но не идентичным с ним является промо-брендирование портала. Суть его в частичной смене оформления сайта под рекламируемую продукцию (часто это применяется в рекламе кино-новинок, но применимо и к любой другой продукции). Такая реклама будет более эффективной, чем баннерная, что подразумевает достаточно высокий ценник у посещаемого портала.

3
Рекламные статьи
Уже привычной для всех пользователей сети практикой стало наличие коммерческих статей в различных информационных лентах. Городской портал, являясь мощным информационным ресурсом, позволяет широко применять этот метод монетизации.
4
Промо-страницы

Как и рекламне статьи, промо-страницы являются коммерческим типом контента на сайте, но размещаются они не в общих информационных лентах, а на обособленных адресах. Рекламный эффект достигается за счёт распространения положительного образа портала на все размещённые в его рамках страницы, а так же за счёт частичного направления трафика портала на данные страницы.
5
Платный контент

Данный метод является достаточно специфическим, но в при определённых условиях так же может стать источником прибыли проекта. Если в руках редакции портала оказывается эксклюзивный информационный ресурс (как правило, ориентированный на специфическую аудиторию), его можно предоставлять не на общих условиях, а за плату. Если это периодическая информация, то можно организовать платную подписку на доступ к ресурсу.
6
Платные опции объявлений
Полноценный городской портал должен предоставлять своим посетителям возможность обмена частными бесплатными объявлениями. Несмотря на бурное развитие федеральных игроков в этой сфере, локальные доски объявлений по-прежнему не теряют своей актуальности (люди, как правило, размещают свои объявления во всех доступных ресурсах). А это подразумевает наличие хорошо всем известных инструментов выделения объявлений среди общей массы, которые, как правило, являются платными.
7
Партнёрские программы

Данный вид монетизации трафика, при мудром использовании, так же допустим. Витрины с одеждой, онлайн-игры и др. - примеры данного метода. Как правило, располагаются они либо на поддоменах, либо встраиваются непосредственно в страницу. Но, чтобы всё это работало на нас (а не портило репутацию сайта), нужно соблюсти два условия: во-первых, эти разделы должны гармонично дополнять сайт, а не дублировать какие-то его разделы и не выделяться неуместным содержимым. Во-вторых, этот партнёрский функционал должен быть качественно реализован - в плане дизайна, в плане удобства, в плане стабильности работы. В противном случае, вместо дополнительной прибыли, мы можем потерять часть ценных посетителей портала.
8
Контекстная реклама

Данным видом рекламы нужно пользоваться достаточно осторожно. Он способен генерировать определённый денежный поток, но не всегда вписывается с позиции дизайна (портит имидж портала). Так же эффективнее всего контекстная реклама работает на узкоспециализированных ресурсах, генерирующий чётко определённый целевой трафик.
9
Продажа сопутствующей продукции (брендовой)
Если портал стал узнаваемым и уважаемым брендом для определённой аудитории, то вполне можно посмотреть в сторону выпуска брендовой продукции: кружек, кепок и др. Это так же может стать дополнительным источником финансирования проекта (или же просто маркетинговым инструментом по повышению лояльности).
Стоит отметить, что не все методы из арсенала монетизации подходят к информационным порталам. Например, реферальные ссылки, как правило, являются неприемлемыми для подобного проекта с имиджевой позиции.

Инфраструктура монетизации

Но мало продумать способы извлечения прибыли - для денежных потоков и их учёта нужна специальная инфраструктура.

Во-первых, необходимо на сайте подключить систему приёма платежей. Она позволит принимать оплату от пользователей удобным для них способом, агрегируя эти платежи в своей базе с возможностью последующего вывода денег на нужный счёт. Лучше подбирать систему с максимальным количеством способов оплаты, с удобным интерфейсом и умеренным процентом комиссии.
Но пользователям не слишком удобно оплачивать каждую услугу по отдельности. Гораздо удобнее иметь на сайте собственный пополняемый счёт, с которого в любой момент можно было бы оплатить определённые услуги. Особенно это касается раздела частных объявлений, где пользователям может понадобиться оплачивать услуги довольно часто. Более того, такой подход обеспечит большую стабильность платежей (т.к. пользователь заранее пополняет счёт, независимо от того, воспользуется ли он им в полной мере и когда именно он им воспользуется). Для этих целей на сайт необходимо внедрять биллинговую систему, которая предоставляет пользователям личный счёт, механизм его пополнения (с использованием вышеупомянутой системы приёма платежей) и механизм покупки услуг со своего счёта.

Помимо обеспечения эффективного приёма оплаты, конечно, следует обеспечить и контроль поступлений от рекламодателей. Учитывая объём рекламного инструментария портала, эксель-файла может оказаться маловато - нужна серьёзная CRM. Эта система позволит контролировать отдел продаж - их звонки, обработку заявок, все контакты.

Итог
Как мы видим, городские порталы обладают огромным потенциалом для их монетизации. Главное чётко продумать стратегию монетизации для каждого раздела портала.
Михаил Соколов
Технический директор

Пожалуйста, не забудьте поделиться этой статьей.

© 2015 All Right Reserved. BATALINE